Упырь
Упы́рь в славянской мифологии — в архаичных верованиях немёртвый (живой) мертвец — существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающее их. Олицетворение злого и враждебного человеку.
По народным поверьям, упыри — блуждающие мертвецы, которые при жизни были оборотнями, колдунами или же были отлучены от церкви и преданы анафеме (еретики, богоотступники, некоторые преступники — такие как маньяки и т. д.). Ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих (тем и питаются), затем возвращаются в свои могилы — обязательно до крика третьих петухов. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали. Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи.
Упырь приблизительно соответствует вампиру в европейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в восточнославянской традиции, однако еще в XIX веке в народном сознании персонажи эти чётко дифференцировались.
Противоположность упырей в архаичной традиции — оберегающие человека берегини, олицетворение всего доброго.
Ныне, когда каждому человеку доступны мифы многих народов, и возникло множество фентезийных миров, упырь описывается несколько иначе. Упырём можеть стать любой человек (исключая, разве что, самых праведных), умерший не своей смертью и не похоронённый должным образом. Упырь - низшая нежить, но, в отличие от скелетов и зомби, может возникнуть сам (тогда как те должны быть созданы), обладает некоторой долей разума и свободы воли, инстинктом самосохранения и тп. Упырь размножается, оставляя не до конца обглоданные трупы своих жертв, которые поднимаются новыми упырями. Новый упырь никак не зависит от старого, несколько поднявшихся упырей сбиваются в стаю. Чаще всего упыри появляются на месте битв, и если их не истреблять, всоре могут образовать армию из нескольких сотен особей. Самые сильные упыри со временем превращаются в вурдалаков.
Бытование слова в истории и современности
Зафиксировано бытование неканонического имени упырь — в частности, новгородский священник XI века Упырь Лихой (Оупирь Лихыи)[1]
Неофициальное прозвище «упырь» носит либеральный экономист Е. Т. Гайдар из-за своей характерной привычки причмокивать как упырь при разговоре.[источник?]
Зафиксировано в качестве фамилии в России город Иркутск. По фамилии Упырь И. Ю.
Также часто используется в разговорной речи современной молодёжи. Имеется в виду надоедливый, приставучий человек, одним или другим способом достающий других. Определённое распространение получает и производное "Упа", имеющее тот же смысл, но не несущее оскорбительного значения.[источник?]
Источники
Андерс Шеберг.Эпир - рунорезец Уппланда и придворный проповедник Новгорода\перевод Г.Коваленко
Литература
Этнолингвистический словарь под редакцией Н. И. Толстого: «Славянские древности» (в 5 т.), т. 1.
Л. Н. Виноградова. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян.
Художественные произведения по теме
Литература
А. К. Толстой. Упырь.
Н. В. Гоголь. Вий.
А.Афанасьев. Упырь.
Фильмы
Вий
ЗЫ: Агромнайа просьба, писать сваи мненийа, рассужденийа, придлаженийа...