Если ты русский и решил путешествовать на скутере, то неизбежно становишься первопроходцем. Это тем более удивительно, что скутеры в Россию завозят уже второе десятилетие, по ее необозримым просторам носятся их сотни тысяч, но путешествуют на них все равно единицы. Отказывается верить русский человек, обремененный опытом «Риг», «Карпат» и прочих «Верховин», что эти 60-70 кг на двух колесиках могут не только беспроблемно ездить, но и путешествовать. Мне было ясно, что нужно срочно менять общественное мнение о миникубатурной технике. И менять его нужно начиная с себя.
Если свое прошлогоднее путешествие на скутере я совершил более чем спонтанно – просто сел и поехал из Москвы в Карелию, – то ко второму путешествию решил подготовиться основательно и, прежде всего, собрать информацию о всех скутерных путешествиях. Но, как вскоре выяснилось, собирать было особо нечего. Единственное путешествие, вызывавшее уважение, – поездка двух друзей из Твери во Владивосток. Все остальное ограничивалось в лучшем случае перебежками из Москвы в Крым по отличным автострадам с множеством мотелей, кафешек и прочих удобств евроуровня, обессмысливающих любое истинное путешествие. Так я стал готовиться к поездке в средневековую Монголию.
Так как поездка предстояла серьезная, то до нее решено было устроить скутеру максимум испытаний в виде трех предварительных поездок, каждое не менее недели. Так получилось, что на испытания ушло все лето.
Если в прошлом году мой скут был безпробежным и прошел «предпродажную подготовку», вследствие чего за весь первый сезон эксплуатации он ни разу не сломался, то весь следующий сезон это была череда непрерывных поломок – ломалось все и очень часто. Поэтому сегодня я с полной уверенностью могу сказать: срок беспроблемной службы бэушного японского скутера – ровно год. Потом начинаются неизбежные проблемы, которых легко можно избежать, подкормив его в нужных местах нужными запчастями.
Во время предварительных испытаний я поставил перед собой и скутом задачу: максимально напрячь все его узлы, чтобы все проблемное вышло из строя и было заменено на новое еще до большого путешествия. В итоге перед Монголией я имел практически новый скутер «Honda takt 24» -89-го года выпуска с двухлетним пробегом по России («Honda», потому что из всех японок только она подходит для бездорожья, «takt» – потому что из «Hond» он считается самым неприхотливым).
Теперь коротко об основных поломках, случившихся во время испытаний. Дважды перегорала проводка (это вообще слабое место у «старичков»); неожиданно умер коммутатор, но через пару дней сам ожил; заменил оба подшипника на переднем колесе; порвал новую покрышку (теперь вожу с собой запасную); заменил два ремня вариатора, поршень, кольца и прочую мелочевку.
После всех испытаний появилась надежда, что до Монголии доеду, но уверенности все равно не было.
Доработки
Любой скутер перед дальнобоем нуждается в доработках, у меня они были минимальными. От тюнинга я отказался окончательно и бесповоротно. Тюнинг и дальнобой – вещи абсолютно несопоставимые, на тюнингованном скутере выезжать за пределы города просто нельзя. Я так понимаю, если тебе нужна скорость, садись на мотоцикл, мне же нравится именно тихоходный транспорт, идущий со скоростью лошади, на которой человек ездил испокон веков, когда ты чувствуешь себя в относительной безопасности (дороги у нас еще те) и успеваешь постичь все прелести окружающего тебя мира. Если ты все же сел на мотоцикл и рискнул передвигаться по России, то, на мой взгляд, неизбежно становишься потенциальным жмуриком. Ездить на мотоциклах по современной России вообще противопоказано, если, конечно, вы не заинтересованы попасть в раздел «Некрополь», существующий практически на любом крупном российском мото-сайте (к слову сказать, на скутер-сайтах таких разделов нет).
Итак, о необходимых доработках. Учитывая, что роста я далеко не японского, пришлось наращивать сидушку, сидеть стало гораздо удобней, коленки о подбородок биться перестали и уже не мешали рулить. Забегая вперед, скажу, что, если после путешествия в Карелию у меня еще месяц болела спина, то после Монголии я о спине даже не вспоминал.
Всякому, кто находится в продолжительном путешествии, нужно взять с собой массу самых необходимых вещей, которые нужно куда-то складывать. От кофра я отказался сразу, в него все равно ничего не входит. Я просто сшил из кожезаменителя мешок-футляр, который привязывал к багажнику. Позже выяснилось, что из него получилась прекрасная спинка, на которую можно было опираться, что очень важно при дальнобое. Так как все вещи сзади не поместились, то спереди вместо корзинки я приторочил футляр от печатной машинки. Оставалось решить, куда деть дополнительную канистрочку с бензином – тех 4,5 литра, что входят в тактовский бензобак было явно недостаточно. Дополнительную емкость я просто поставил в ноги, закрепив стальными тросиками. Собственно, это все доработки, которые претерпел скутер. Советовали еще заменить амортизаторы, чтобы скут приподнялся над землей, но я не решился менять японское вечное, на китайское сомнительное.
Если вы когда-нибудь решитесь путешествовать на скутере, то должны помнить, что транспорт этот необычайно прожорлив на запчасти – пока вы ездите по городу на небольшие расстояния, это не так заметно, но стоит выйти на нем в дальнобой, как он тут же становится железным проглотом- троглодитом. Как мне объяснили, есть такой закон: чем меньше в технике железа, тем чаще она ломается. Например, ресурс малолитражного автомобиля гораздо меньше полноразмерного. Скутер же раз в десять легче любой малолитражки, отсюда и проблемы. Я спросил у знакомого, который в одно время со мной купил беспробежный японский авто, сколько он вложил в запчасти? Оказалось всего 300 руб. У меня раз в 20 было больше. Скутер хорош тем, что при покупке ты платишь по минимуму, в сравнении с тем же автомобилем, но зато потом постоянно доплачиваешь. Ничего не поделаешь, за удовольствие путешествовать на сверхлегком транспорте нужно платить.
Виза в Монголию
Перед всяким россиянином, едущим за границу, стоит проблема получения визы. И Монголия – не исключение. Например, белорусу виза в Монголию не нужна, нам же она обязательна, хотя и считается, что это в прошлом чуть ли не одна из наших союзных республик. За визой я стал охотиться давно. По электронке списался с монгольским посольством в Иркутске, которое ответило, что визы делают только они и при обязательном личном присутствии. Ничего себе, ближний путь ехать в Иркутск! Этот вариант отпал сразу. Потом я узнал, что знакомые знакомых сделали визу заочно: выслали почтой в посольство паспорт, 900 рублей, анкету с фотографиями и получили готовую визу. Правда, у них было приглашение с монгольской стороны. Мне этот вариант тоже не подходил. В итоге, я поехал в Монголию без визы. Решил для себя: доеду до границы, а там видно будет. Может и без визы удастся проехать. Ходили слухи, что граница с Монголией почти не охраняется и местные жители туда-сюда свободно переходят. Приехав в Туву, я был неожиданно удивлен, насколько здесь просто решается визовая проблема, но обо всем по порядку.
Итак, во время путешествия в Монголию меня ожидала встреча с пятью областями и республиками и с одной заграницей. Схема маршрута вырисовывалась так: Томск-Кузбасс-Хакасия-Тува-Монголия-Алтай и обратно.
Дневник путешествия
Выехал 3-го сентября в 18-00. Недалеко от Томска дорогу вдруг перебежала лиса. Этот факт меня сильно заинтересовал. Если бы это была кошка или заяц, то все было бы ясно – жди несчастья. С лисой-предсказательницей я еще не сталкивался. Оставалось ждать конца путешествия: через месяц будет ясно, что это значило.
За сегодняшний вечер проехал 60 км. Тут главное не расстояние, а то, что, наконец, выехал и пути назад нет. Сколько невзгод, радостей, приключений и печалей ожидает меня впереди?! В любом случае, в несколько раз больше, чем я испытал бы за год обыденной жизни в своем обыденном родном городе. Палатку ставил уже в ночи, но благодаря полнолунию фонариком пользоваться не пришлось. Нашел в поле островок леса, который не просматривался с дороги. При одиночной ночевке главное – надежно спрятаться. Чем меньше глаз тебя за ночь увидит, тем больше шансов, что ты проснешься живым здоровым и рядом тебя будет ждать твой двухколесный друг. Установив палатку, я залез на стог сена и стал принимать лунные ванны. Ляпота! Полнолуние, ты абсолютно свободен от семьи, работы, всех государств мира, лежишь в чем мама родила на стоге пахучего сена и впитываешь энергию полной луны. Как говорится, обитатели психушек отдыхают. Впрочем, я ничего не терял, одиночное путешествие на скутере, это уже есть акт истинного сумасшествия.
День второй. Встреча с живым «Евдокимовым»
На следующий день задача стояла проехать как можно дольше. То есть ты сидишь на скуте в позе сфинкса, спина прямая, коленки вперед, руки лежат на руле. Из всех движений, которые ты выполняешь в течение дня – это правая рука слегка жмет на газ. И это все. Тем и хорош скутер, что он едет практически сам.
Въезжая в одно из кузбасских сел, я решил прикупить молоко. Спросил в магазине, где у них тут молоко продают (в сельской России молоко в магазине купить невозможно). Продавщица вышла из магазина и указала на старенький дом с трактором. Подъехал, посигналил. Вышел мужик с бородкой под Евдокимова, да и внешне, кстати, на него очень похожий, а когда он заговорил, выяснилось, что и голос у него евдокимовский – мне аж чуток поплохело. Кстати сказать, темы, которые его волновали, были тоже евдокимовскими – боль за русский народ. А пока он подошел и стал вокруг скута круги выписывать, руками разводить, ахать да охать: «Что это за чудо-техника к нему приехала?» Конечно, пригласил в дом. Хорошему гостю в селе всегда рады, поэтому я обычно не отказываюсь. Посидели, поговорили о житье-бытье русского фермера. «Замордовали, замариновали совсем налогами, сколько не бьешься – вылезти не можешь. Брат трактор подарил, а без него бы смерть совсем». Тулеева, губернатора этих земель, без мата не вспоминал: «Приезжает, понимаешь, подарками разбрасывается, прямо как барин, детям конфеты, старухам по тысяче – кто первый подбежит, тому и сует. Будто мы его рабы. Зачем нужно было крепостное право отменять, если за полтора века ничего не изменилось? Нет смысла ни жить, ни работать – вымирает все вокруг. В войну тоже похоронки приходили, но там хоть враг был. А тут, веришь-нет, по 15 мужиков, и не старых, каждый год на кладбище переезжают. И я их понимаю, потому что жить все равно не дадут. Работай не работай, все в навоз уходит. Что это за необъявленная война такая, когда врага не видишь, а народ мрет как мухи». Под конец он сам вспомнил о Евдокимове: «Единственный мужик пробился в люди, да и того сгноили». Вот такие встречи возможны в сельской Руси, если удачно молоко попросить.
При выезде из этого села наблюдал любопытную картину. По улице едет иномарка и тащит за собой на тросе чугунную ванну. Пыль столбом, скрежет адский, но народ на типичную сельскую картину не взирает, все заинтересованы скутеристом, судорожно пытающимся успеть достать фотоаппарат и запечатлеть для истории, как в сибирской глубинке используют лучшие в мире японские автомобили.
Мариинск
Свои путешествия я называю – выход на тропу войны. Что бы ни говорили, а очень опасно ночевать одному у дороги, замаскировывать каждый раз палатку и технику «под куст», чтобы утром проснуться живым и продолжить путешествие. Россия – это вам не Европа. Правда, и у нас есть области получше и похуже, Кузбасс, по которому я теперь ехал, относился к наиболее неблагополучным районам, а город Мариинск, в который я въезжал, исключением не являлся – это был самый что ни на есть типичный кузбасский городок со всеми его прелестями и недостатками.
Но проехать Мариинск мне было никак нельзя. Здесь я должен был навестить племянницу, которую несколько лет назад удочерило государство, поместив в мариинский специнтернат.
Зная, что такое советские специнтернаты, что они мало чем отличаются от тюрем, я решил подарить директору этого интерната несколько своих статей, одна из которых была посвящена другому специнтернату (после этой статьи директора сняли). Таким образом я надеялся хоть чуть-чуть облегчить участь племянницы. Пока я с ней беседовал, статью успели прочитать, причем всем интернатом. Как они перепугались! Я еще не разу не видел, чтобы обычная газетная статья, пусть и опубликованная в центральной прессе, производила столь сильный и мгновенный эффект. Стало сразу ясно, что я переборщил. Я сразу превратился в их лучшего друга, меня стали водить по всему интернату, открывать все двери, показывать их достижения и как живется детям. А ведь еще недавно меня даже на территорию интерната пускать не хотели. У директора голос срывался, внутреннюю дрожь он унять уже не мог.
Без задней мысли я сделал запись, чтобы дать послушать нашим общим родственникам. Правда, уже позже, прослушивая запись, я понял, что если и это опубликовать, то этого директора тоже снимут. Правда, это ничего не изменит. Система все равно останется прежней. А она такова, что люди оказавшиеся в специнтернатах, домах престарелых и инвалидов, становятся вне закона и автоматически попадают в разряд никому ненужных людей. И с молчаливого согласия государства здесь делается все, чтобы они мучались как можно меньше. И ворует здесь персонал по-крупному, и избивают, и могут при необходимости легко убить. В интернате, о котором я писал в той статье, неугодным ставили на ночь укольчик и человек «просыпался» на кладбище. Я в это тоже не верил, даже когда работал над статьей, поверил лишь, когда сразу после публикации статьи неожиданно умер мой соавтор, проживавший в том интернате. И хотя он был упомянут под псевдонимом, все равно вычислили.
Директор же мариинского специнтерната мне был даже симпатичен, человек от природы добрый, бессеребреный, но и он ничего не мог сделать с системой. Мясных продуктов в рационе нет, сладкое только в чае, из фруктов знают только яблоки, один раз давали бананы, что такое арбуз даже не представляют, книжки стоят на полке мертвым грузом, трогать их нельзя, иначе «получишь пидюлей». Единственная радость, о которой рассказала мне племянница, – это в туалете тайно целоваться с женихом и желать друг другу спокойной ночи.
Когда я, подобно гоголевскому ревизору, закончил инспектировать интернат, уже успело стемнеть. Директор вместо взятки предложил проводить меня за город на своем авто. Так мы и ехали, кортежем: он впереди на «Жигулях», я за ним. Помощь эта была очень даже кстати. Как только стемнело, из всех углов и подворотен Мариинска стали выползать разные криминальные элементы. Было такое чувство, что здесь с приходом сумерек наступают часы открытых дверей в тюрьмах, зонах и лагерях, – кругом мат, пьянь, агрессивные оклики и взгляды. Мариинск как-то сразу превратился город зэков, наркоманов и бичей. Остановились мы только на заправке, и тут ко мне подошла супружеская пара упитой наружности с вопросом: «У вас водички не найдется?». Директор сказал, чтобы я не обращал внимания, это местные бичи.
День третий
Пошли сопки, а это предвестницы гор. Что такое горы для альпиниста, пусть и бывшего, знают только альпинисты. Остальным не понять. Каждый год ты ожидаешь встречи с горами как главного события в жизни, если этого не происходит, то год, можно сказать, прошел впустую. В этом путешествии я должен был впервые покорять перевалы необычным для себя способом, не с помощью ног, неся на себе рюкзак, а на колесах, сидя в удобном седле.
В сентябре дни становятся заметно короче, ехать приходится и после заката. В ночи ехать очень даже хорошо, дорогу освещает скут хорошо, машин по-минимуму, мотор не греется, а самое главное – скорость значительно выше, все потому что твои глаза не видят всех недостатков российских дорог и рука жмет на газ без опасений. Одно плохо – сложно найти место под ночлег. Поэтому еду всегда до последнего, каждый раз надеясь, что буду ехать до рассвета, потом устаешь, тебе все надоедает и ты ставишь палатку где попало, падаешь и спишь без задних ног.
Вьехал в Тисуль – это крупный поселок на юге Кузбасса. Местные жители диковатые, похоже, они давно не видели никого с человеческим лицом – с бородкой, в рубашке в русском народном стиле и сидящего в седле. Все это вызывает у окружающих округление глаз и всеобщее удивление. В центре поселка на Доме культуры прочитал плакат: «Кузбасс – край высокой культуры». Вот всегда так, чего не имеем, о том и пишем.
При выезде из поселка остановился у обелиска сержанту Волкову и прапорщику Серегину «Погибшим при исполнении служебного долга в -98 году» и куча свежих венков вокруг. Впервые подумал о ментах с уважением: умеют хотя бы о мертвых заботиться.
Остановился пообедать на полянке. Какая баснословная тишина кругом. Только на соседней полянке остановились другие путешественники – журавли, разговорчивые, курлычат, перелетают с места на место друг за другом гуськом, цепочкой.
Вот я и въехал в Хакасию. На импровизированной «границе» стоит будочка со шлагбаумом, рядом висят тарифы на въезд. Но вышедший на звук мотора мужичек как-то странно на меня посмотрел, чем я и воспользовался, проехал мимо. Мне такие шлагбаумы напоминают Остапа Бэндера, собиравшего деньги за вход в Провал. Только здесь провалы государственного уровня и кормят они людей, облеченных властью. Впрочем, сегодня такое время, что не только Остапы Бендеры, но и Паниковские находятся у власти, а значит, живут припеваючи.
На одном из крутых спусков у обогнавшего меня «Камаза» с прицепом отлетело колесо. Самое интересное, что водитель этого даже не заметил, или не обратил внимания на такую мелочь, подумаешь, одним колесом меньше, одним больше – стоит из-за этого останавливаться. А ведь это колесо могло оказаться на нашем пути, если б мы ехали чуть ближе. От осознания того, что бы тогда произошло, на меня нашла печаль.
На одном из перекрестков равнозначных дорог я не нашел указателя. Остановился с вопросом: «Куда ехать дальше?» Достал карту. Страна у нас хоть и бардачная, но выход всегда легко находится. Тут же притормозил «Москвич», из которого вышли двое слегка поддатых мужичков с вопросом: «Помощь нужна?» Это Россия, более того, это Сибирь. Как бы тяжело здесь ни жилось, но на помощь ближнему всегда придут. Потому и не хочется уезжать из Сибири, что здесь настоящая Россия, за Уралом все иное, там Русью уже не пахнет, но зато выжить гораздо легче. Вот и мечешься, не знаешь, где лучше.
За сопками пошли озера, практически за каждой сопкой новое озеро. На берегу одного из озер стоит огромное квадратное строение зеленого цвета с трубой, уходящей в небо. Квадратный зеленый монстр при более близком рассмотрении оказался ГЭС. За ГЭС вырос город Шарыпово. Город молодой, стандартно десятиэтажный. Эту стандартность не нарушала и бетонная церковь, втиснутая между многоэтажек. Откуда здесь взялся этот город? До него и поселки были редкостью, район необычайно мало заселен, а тут целый город, о котором никто не слышал.
Да и название далеко не городское. Посмотришь на карту – деревня деревней и не обратишь внимания. От ГЭС к городу идут огромные трубы. Для чего была создана эта ГЭС? Чтобы отапливать город. А для чего создан город? Чтобы дать рабочую силу ГЭС. Все в этом мире очень правильно взаимосвязано.
Мой спасительный «Мегафон» в Шарыпово ловить отказывался, не признавая его за город, а в соседнем поселке брал связь отлично. «Спасительный» потому, что у него очень выгодный для путешественника тариф – рубь по всей Сибири. Очень удобно, где бы ты ни находился, можешь свободно держать связь с родными. Одно неудобно, что связь эта почти нигде не ловит.
О том, что Хакасия – это уже не Россия, постоянно напоминают бензоколонки. В России везде продают 92-й бензин, здесь он 93-й. Мелочь, а своя. И стоит дороже.
И вообще заметил, что чем дальше отъезжаешь от России, тем бензин дороже – причем дорожает каждый раз минимум на 50 копеек, никак не меньше.
Каких только названий нет на Руси. Ни один писатель до такого не додумается. Вот только что проехал деревню Косые ложки.
День четвертый
Первая серьезная проблема. Что-то заело в моем стареньком «Киеве». Столько лет служил фотоаппарат верой-правдой, а тут, нате вам, в самый ответственный момент отказал. Остаться в путешествии без фотоаппарата – это трагедия сравнимая разве что с поломкой скутера. Ведь моя цель не просто проехать из пункта А в пункт В, но и написать цикл дневниковых очерков, а кто их опубликует без фотографий и самое главное, кто без них поверит, что все что здесь описано – не выдумка? Попытался подручными средствами разобрать фотоаппарат – безрезультатно.
Дневник я теперь записываю прямо на ходу, даже не останавливаю скутер – достаю левой рукой из кармана диктофон, наговариваю очередную мысль и кладу его обратно. Главное, чтобы шум мотора не заглушал запись. К счастью скутер работает тихо, как полторы сотни кузнечиков, никак не больше.
Еду четвертый день, но еще не разу не было скучно. Скучно жить в обыденном городе, ходить на обыденную работу, приходить в обыденную семью, смотреть обыденный телевизор. Тут все внове, за каждым поворотом открывается что-то неожиданное и неповторимое, только успевай головой крутить, чтобы все успеть осмотреть. Тем более понимаешь, что другой раз здесь ты уже не поедешь. Россия такая большая и впереди тебя ждет так много неезженных дорог.
В поселке Ужур за мной долго ехали двое мальчишек на скутере, остановился на выезде, поговорили. Должен сказать, что во время всего разговора у них были глаза величиной с пятак, никак не меньше. Даже они, не слазящие со скутера, не верили, что на нем можно путешествовать. И если бы я сейчас не стоял перед ними, обвешанный баулами, экипированный для дальнобоя, то они тоже бы не поверили. Когда сказал, что еду из Томска, почувствовал – не верят, правда потом информация стала медленно проникать в их сопротивляющийся мозг – ведь все доказательства налицо. О том, куда еду не сказал, чтоб не повредить их еще молодую здоровую психику.
Пошли облепиховые места, все усеяно этой придорожной травой. Местные жители ее не собирают, а ведь на ней можно сделать состояние. Один знакомый с Алтая всю осень собирает ее, тем самым обеспечивая себя на весь год, еще треть суммы отдает в детский дом.
Хакасию я проскочил транзитом, ничего оригинального в ней не приметив. Для меня она осталась страной ритуальных камней, торчащих из земли. При этом даже невооруженным глазом видно, что большинство их свежевкопаны. Дешево, красиво и от туристов отбоя нет.
По всей Хакассии висят огромные плакаты «Мадонна остается в России?» Кто такая эта Мадонна, почему она здесь остается, а главное, зачем это все знать хакасам – все это никто объяснять не собирался.
Вот и знаменитая Шира. Об этом озере слышали все, но никто не знает, чем же оно так знаменито. Свернул глянуть на это чудо-озеро, а заодно и ручки помочить. Рядом с Широй есть точно такое же озеро Жемчужное, о котором мало кто знает, а между тем знающие люди отдыхают именно на Жемчужном, и цены значительно ниже, и людской сутолоки нет. Шира – это результат правильной маркетинговой компании, которую вели много лет. А в остальном оно мало чем отличается от сотен других хакасских озер. Подъехать к озеру оказалось не просто. Шира вся куплена-перекуплена. Со всех сторон к озеру идут свеженакатанные народные дороги, но перед озером они заботливо перекопаны экскаватором. Но в России, как известно, закон не писан и безвыходных ситуаций тут нет, и рядом с перекопанной дорогой обязательно есть объезд. Еду дальше, но недолго. У самого озера натыкаюсь на железный забор, опоясывающий все озеро. Это тоже не проблема, нет у нас забора, в котором не нашлось бы лазейки, нужно только ее поискать. Поехал вдоль забора, лаз вскоре нашелся, как и народная тропа сквозь него. Оставил здесь скут и спустился к запретному озеру помочить ручки. А что еще делать?
Вот и я побывал на легендарном озере, можно поставить еще одну галочку в собственной книге жизни – будет о чем внукам рассказать. А пока нужно ехать дальше. От озера идет бесконечная череда шикарных туристических баз, стриптиз-баров, ночных клубов, ресторанов и прочих прелестей цивилизованного мира – такое чувство, что ты едешь не по сибирской глухомани, а по подмосковному элитарному поселку. Вот только не сезон сейчас, кругом ни души, Шира вымерла до следующего сезона. Дико это здесь смотрится. Стоит ехать такую даль, чтобы увидеть все те же пороки любого современного города?!
Российско-китайская тушенка
Сегодня ощутил недостаток в калорийной пище, решил разориться и купить банку российской тушенки. В тушенке оказался один жир, суп готовить хорошо, а есть абсолютно нечего. Да, недалеко мы ушли от китайцев, у тех одно мясо и полное отсутствие жира, жуешь его, как дерево, у нас минимум мяса, зато один жир. Куда мясо-то девается? Неужели по домам растаскивают, как в старые добрые времена? Остается одно: чтобы получить хорошую тушенку, нужно нас объединить с китайцами. Другого выхода нет.
День пятый
До обеда чинил фотоаппарат, все безрезультатно. Я и не предполагал раньше, насколько сложен внутри советский цифровой фотоаппарат, будто механические часы. Вся надежда на Абакан, где можно найти мастера. Без фотоаппарата мне никак нельзя, фотоаппарат для путешественника, все равно, что хлеб для нищего и водка для бомжа. Без фотоаппарата я не путешественник, а так, вышедший погулять горожанин.
На хорошей трассе решил проверить максимальную скорость своего скута с помощью секундомера и километровых столбов (спидометр-то не работает). Получилось 60 км в час. Умопомрачительная скорость. Так он не бегал даже сразу после Японии. Для 49-ти кубовой 18-ти летней техники это очень даже хорошо. А все потому, что нужные детали заменили на новые (Спасибо спонсору – томскому «Мотомагу»). Но ехать постоянно с такой скоростью – полное безумие. Можно было бы оставшиеся до Абакана 90 километров проехать за 1,5 часа. В реальности же придется пилить полдня.
У дороги стоит компактный городок поселочного типа Пригорск, на счету у которого с десяток высоток. Минут за пять могу не спеша его объехать. Обычно такие городки разрастаются вблизи какого-то крупного производства. Уже выезжая, заметил спрятавшуюся за ним зону. Даже не верится, что этот этот чистенький, аккуратненький, красивенький городок возник благодаря обычной зоне. По всей видимости здесь живет ее обслуживающий персонал. Это значит, что каждая зона имеет город-спутник. Убери все зоны и количество городов и поселков у нас значительно сократится. И вывод, значит, для увеличения народонаселения в нашей стране нужно просто увеличить количество зон и лагерей. Полный бред сивой кобылы, едущей на скутере.
Торжественно, но без оркестра въехал в Абакан – столицу дружественной Хакасии. Тут много фонтанов, парков, всевозможной зелени. Все говорит о том, что это уже не Россия.
Сдал фотоаппарат в мастерскую и поехал дальше с намерением вернуться через несколько дней. Тут недалеко есть поселение виссарионовцев – новых староверовс– где и пережду несколько дней. Уже стемнело, под Абаканом остановился чаю попить. Когда собрался ехать дальше, выяснилось, что у скута отказал свет. Ничего не поделаешь, пришлось ставить палатку прямо в песчаном логу у дороги, естественно, в кромешной тьме. Наутро в пяти метрах от палатки обнаружил мертвого зайца. Откуда он тут взялся? Вероятно, бежал ночью, увидел скутер и палатку в непривычном месте и от страха умер. Другого объяснения нет. Не от старости же умер. Зайцы, как известно, своей смертью не умирают.
Вода закончилась, пришлось вернуться на ближайшее озеро. Рядом с ним пансионат, гуляют отдыхающие. Вскипятил чай, попробовал, тьфу-ты, оказался соленым. Опять не повезло. Но выбора нет, пришлось пить – без калорий ехать никак нельзя, только добавил сахара побольше. Вспомнил, что где-то читал, будто при посвящении морякам дают выпить стакан морской воды. Гадость редкостная. Соленый чай лежал в желудке комом и не хотел перевариваться. Еду и постоянно чувствую эту соленую мерзость внутри, зато считаю себя моряком.
Выяснил, почему вчера пропал свет. Оказывается, из Абакана я выехал не по той дороге и, если б не потухший свет, уехал бы теперь очень далеко. А так всего 25 км коту под хвост. Скут, оказывается, тоже не дурак, чтобы зря время не терять, взял и отключил свет. Спасибо лампочке и тому ангелу- хранителю, что о нас заботится.
Стал приглядываться к машинам, что-то в них было не то. Потом понял, почти все легковушки с прицепами. Какой однако хозяйственный край.
Свернул на райцентр Курагино, от которого до Города солнца, крупнейшей в России нехристианской общины, рукой подать. Здесь меня ожидает первая многодневная остановка. Впервые еду не на юг, а на восток. Почти сразу въехал в Красноярский край – а это Россия, что сразу чувствуется. Все же границы между народами проходят не на пустом месте, тут даже природа иная, степи нет и в помине, один лес да скошенные поля. Настроение сразу улучшилось, раньше ехал в постоянном напряжении от того, что ехал «по загранице», здесь же опять расслабился.